
Да, вам не показалось. Коллеги «криминалисты» знают, а «цивилисты» помнят из вузовской программы — ст. 91 УПК РФ говорит о том, что лицо может быть задержано в некоторых случаях (которые впрочем могут трактоваться настолько широко, что практически для любого найдется «подходящий» вариант). Безусловно, речь идет только о тех, кто заподозрен в совершении преступления. Ну а заподозрить в совершении какого-либо преступления могут только… [кого угодно но конечно же не меня] – так думает каждый человек, и Вы тоже, угадал?
Немного про эту тему было здесь, но мы с коллегами решили рассказать про нее чуть подробнее.
Итак — пункт 11 ст. 5 УПК РФ определяет задержание подозреваемого в качестве меры процессуального принуждения, применяемую органом предварительного расследования на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, а в условиях военного положения — на срок не более 30 суток с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
А пункт 15 ст. 5 УПК РФ определяет момент фактического задержания как момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления.
Из приведенных выше норм следует, что УПК РФ приравнивает фактическое задержание лица с юридическим.
При этом фактическое задержание лица — это совокупность действий, которые направлены:
- на захват и удержание лица как при пресечении преступления на месте его совершения, так и в ходе преследования лица после совершения преступления,
- а также на доставление этого лица должностному лицу, уполномоченному проводить процессуальное оформление задержания.
И как видим, такие действия по захвату заподозренного лица и его доставление к должностному лицу для процессуального оформления задержания, УПК РФ не учтены.
Стоит отметить, что фактическое задержание (захват) лица, заподозренного в совершении преступления, может произвести любое лицо, например: очевидцы, военнослужащие, сотрудники патрульно-постовой службы полиции, сотрудники ГАИ.
Однако, правовое значение будет иметь лишь задержание с момента фактического лишения свободы передвижения заподозренного лица, которое производится согласно нормам УПК РФ.
Согласно УПК РФ, процессуальное задержание заподозренного лица сопровождается целым рядом процессуальных действий таких как составление протокола задержания (ч.1 ст. 92 УПК РФ), допрос лица в качестве подозреваемого (ч.4 ст. 92 УПК РФ), личный обыск (ст. 93 УПК РФ) освидетельствование.
В случае задержания адвоката, который относится к специальному субъекту, то обыск (включая личный обыск) осмотр и выемка ( в т.ч. в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) производятся в присутствии члена совета адвокатской палаты субъекта РФ (или иного представителя, уполномоченного президентом палаты), на территории которого производятся данные следственные действия как гаранта обеспечивающего неприкосновенность предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну (ст. 450.1 УПК РФ).
Однако, такая гарантия как участие представителя адвокатской палаты при обыске, осмотре либо выемке предоставляется с момента задержания адвоката, то есть только после его процессуального оформления.
УПК РФ не предоставляет правовых гарантий задержанному лицу в период с момента его фактического задержания (захвата) и до его доставления к должностному лицу и процессуального оформления задержания.
Вместе с тем, между захватом заподозренного лица и его процессуальным задержанием может существовать временной интервал от нескольких минут до нескольких часов, в течение которого у задержанного лица нет никаких правовых гарантий.
В случае захвата адвоката и до момента его доставления должностному лицу для процессуального оформления его задержания, существует вероятность, того, что документы (сведения) составляющие адвокатскую тайну становятся доступными.
Поэтому в ходе выступления попробуем совместно выработать алгоритм возможных действий в случае фактического задержания (захвата) адвоката.
А почему в названии статьи указано что Вы можете быть задержаны, это такой ход для привлечения внимания? С одной стороны да. А с другой – это правда. Вы рискуете задержаться в Питере на срок до 48 часов, который начнет течь с 17 часов 00 минут 17 октября 2025 года – с нашей встречи в одном из небезызвестных ресторанов города; продолжится 18 октября в гостинице Октябрьская – конференцией и банкетом; и завершится 19 октября, когда мы с грустью будем прощаться, надеясь увидеться уже через полгода на Московской конференции, в апреле 2026!